Японский театр – уникальное искусство, в котором особую роль играют маски. В Японии маски считают ритуальными предметами и приписывают им магические свойства.
Актеры обращаются с масками почтительно (да, именно почтительно, как с одушевленным существом). Считается что актер не просто одевает маску, а внутренне перевоплощается в персонажа. С технической точки зрения маска держится на шнурках-завязках, которые продеты в дырочки по бокам. Еще маска сильно сужает поле зрения актера.
Есть маски женщин, сверхъестественных существ, стариков, демонов, героев мифов, духов мертвых и богов. А вот персонажей-мужчин среднего возраста актёры играют без маски. Если в постановке задействованы дети, то они тоже выступают без масок. Но в этом случае играет роль то что маски рассчитаны на лицо взрослого и детям они просто будут велики.
До XVII века маски изготавливали сами актёры, а после это стало отдельным ремеслом и появились потомственные семьи, которые занимались изготовлением масок и передавали секреты из поколения в поколение.
Маски, созданные до периода Эдо, называют «исконные маски», после – «копии». Копии вырезаются в соответствии со старинными образцами из японского кипариса.
В театральных масках есть интересная особенность: маска может то грустить, то улыбаться, то показывать нейтральные эмоции. Эффект смены «выражения лица» достигается освещением и поворотом маски под разным углом по отношению к зрителю.
Японский театр по-прежнему активно использует маски для создания неповторимой атмосферы и погружения зрителя в уникальный мир японской культуры. Сейчас актеры выступают в масках-копиях, а оригиналы бережно хранятся и используются в редких торжественных случаях.